Органы восприятия Мира
Человек воспринимает Мир через восприятие ощущений, возникающих в его органах чувств. Совокупность всех ощущений дает возможность составить представление о Мироздании.
По существующему у Человечества представлению, человек имеет пять органов чувств -- глаза, уши, нос, язык, кожу.
Органы чувств (БСЭ), сложившиеся в процессе эволюции высокоспециализированные органы, обеспечивающие организму получение информации об изменениях во внешнем мире. Чувствительность к свету, температуре, химическим веществам и другим раздражителям свойственна уже простейшим. Однако реакция на внешние воздействия у низших организмов обусловлена обычно не специальными органами, а общим свойством живого вещества - раздражимостью. У высших животных адаптация к внешней среде, поиск пищи, размножение, спасение от врагов и др. носят характер сложной деятельности, которая эффективна лишь при достаточно полной и своевременной информации об окружающей среде. Такую информацию и передают О. ч. приспособленные к восприятию сигналов определённой природы. Традиционное представление о пяти специализированных О. ч. - глазе, ухе, носе, языке и коже, обеспечивающих зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, с развитием физиологии существенно расширилось и углубилось...
...многие проблемы, связанные с деятельностью О. ч., остаются нерешенными. Так, не изучены окончательно такие основные процессы, как трансформация в рецепторных клетках энергии внешнего раздражителя в рецепторный сигнал, кодирование и декодирование в различных сенсорных системах информации, заключённой в пространственно-временном коде нервных импульсов, а также нейрофизиологические механизмы распознавания образов внешнего мира. Актуальными остаются слова В. И. Ленина "... на деле остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 40).
...Некоторые принципы и механизмы обработки информации сенсорными системами в значительной мере установлены. Сенсорный анализ на всех уровнях - от рецепторов до коры мозга - сравнение обеспечивающее выделение признаков сигнала. Ведущий нейрофизиологический механизм такого сравнения - соотношение возбудительных и тормозных процессов в нервных сетях или на входе отдельных нейтронов. В частности, речь идет о механизме т. н. латерального торможения, когда физиологическое состояние каждой нервной клетки зависит от активности соседних клеток. Подобное торможение позволяет усиливать контрасты или контуры, локализовать место прикосновения и т.д., т. е. устранять избыточную информацию и выделять наиболее важную.
...Механизмы распознавания образов, по существу, ещё совершенно неизвестны. Вместе с тем некоторые нейрофизиологические данные, вероятно, можно рассматривать как первые шаги в этом направлении. Речь идёт об открытии специфических нейронов - детекторов, способных избирательно реагировать на совершенно определённые биологически важные признаки объектов, например только на движущуюся тёмную точку или только на определённую высоту звука. Сначала такие нейроны были обнаружены в зрительной, а затем и в других сенсорных системах. По мере переработки и передачи сенсорной информации от рецепторов к центрам коры больших полушарий головного мозга свойства детекторов становятся всё более сложными; в самой коре, по мере продвижения по её слоям, специализация детекторов ещё более усиливается. Т. о., в сенсорных системах зрительное изображение, звуковой образ или композиция запахов разлагаются с помощью сложных нейрофизиологических механизмов на простые составляющие и раздельно анализируются. Конечным этапом обработки сенсорной информации является её синтез, формирование целостного субъективного образа объективного внешнего мира. Дальнейшие исследования в этом направлении позволят подойти к пониманию сложнейших механизмов работы Ч. о., обеспечивающих процесс познания.
Выяснение механизмов деятельности О. ч. не только представляет огромный естественно-научный и философский интерес, но важно также для различных практических областей - медицины, техники, психологии и др. См. также статьи об отдельных О. ч. (БСЭ)
Но совокупность всей информации, полученной от органов чувств, как бы она ни была обширна и объективна, будет равнозначна куче бесполезного хлама, без "органа", который сможет выбрать важнейшую для данного момента информацию (или сумму информации), и использовать ее во благо человека. Согласны?
И сразу возникает несколько вопросов: А что есть благо? Каковы критерия блага? Блага для чего - для отдельной клетки, отдельного органа, всей плоти человека, Души, ДУХА, Ума, Разума, СОЗНАНИЯ, Высшего "Я" человека? Кто это определяет, и по каким критериям? Если "орган" определит информацию, как благо, то согласится ли с этим решением сам человек? А если не согласится? И может ли "орган" принимать решение за человека? Уверен, нет. Если опираться на логику, то можно предположить существование органа или какого-то механизма принятия решения, опираясь на которые, человек имеет возможность осмысленно принять важное для себя решение. Как происходит процесс принятия важных, судьбоносных, жизненно важных для человека вопросов? А есть ли у человека другие органы восприятия Мира, кроме органов, принимаемых Человечеством за органы чувств - глаз, ушей, носа, языка, кожи? Являются ли, например, Ум, Разум, СОЗНАНИЕ, Подсознание органами человека? Если "да", то как они взаимодействуют?
Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.
Человека может воспринимать Мир еще через одно чувство, которое иногда еще называют шестым чувством или интуицией [фр. instinct < лат. instinctus побуждение; наитие, вдохновение], способность постижения тайн Мироздания и предчувствия событий, которые должны произойти. Причем сам человек не может объяснить ни причин появления предвестника интуиции, ни механизма этого явления. И хотя мы точно знаем, что чувство является реакцией организма, возникающей в соответствующем органе на определенные внешние или внутренние воздействия, так орган слуха - ухо - воспринимает звуковые воздействия, орган зрения - зрительные образы, но ни одна из научных дисциплин, в том числе медицинская наука, еще не смогли назвать орган шестого чувства человека. А как вы считаете, есть ли такой орган?
Чтобы "уйти от ответа" на такой закономерный и щекотливый вопрос в БСЭ "интуиция" трактуется не как чувство, а как особая способность постижения ИСТИНЫ.
Интуиция (БСЭ) (позднелат. intuitio, от лат. intueor - пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
В истории философии понятие И. включало разное содержание. И. понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная И.). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: "Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция..." (Избр. произв., М., 1950, с. 86). Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание. И. трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная И.): "...безоговорочно несомненное, ясное, как солнце... только чувственное", а потому тайна интуитивного познания и "...сосредоточена в чувственности" (Фейербах Л., Избр. философские произведения, т. 1, М., 1955, с. 187).
И. понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).
В некоторых течениях буржуазной философии И. трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования И. имеют нечто общее - подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.
Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия И. в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль И. особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но И. не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. И. не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - истина. И. бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. (БСЭ)
Показательно, что все оппоненты, как древнегреческие, так и современные сходятся в одном - в особой роли интуиции в познании неведомого, как ИСТИНЫ, но никто не воспринимает интуицию, как орган. И даже некоторые направления в науке (интуиционизм) и в философии (интуитивизм) признают интуицию единственно достоверным средством познания.
Если для древних и средних веков это, возможно, было и справедливо, то для нашего времени - ошибочно, так как ТВОРЦОМ предложен такой инструмент познания, которого у Человечества не было со времен грехопадения Адама, в чем вы сами сможете убедиться .
Интуиционизм (БСЭ) в математике, философское направление, отвергающее теоретико-множественную трактовку математики и считающее интуицию единственным источником математики и главным критерием строгости её построений. На базе И. возник также ряд других направлений в основаниях логики и математики, в частности конструктивное направление. См. Математический интуиционизм. (БСЭ)
Интуитивизм (БСЭ), идеалистическое течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям прошлого, как специфическое течение И. возникает на рубеже 19-20 вв. и представляет собой, в частности, своеобразную реакцию на распространение рассудочного способа мышления в связи с механистическим и позитивистским пониманием научного знания и ограничением опыта исключительно сферой чувственного восприятия. Будучи разновидностью иррационализма, И. противоположен философии диалектического материализма.
Можно выделить две формы И. Для первой, антиинтеллектуалистической формы характерно противопоставление интуиции и интеллекта [А. Бергсон (Франция) и философия жизни в целом], для второй - попытка соединить их [русские философы Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, французские неотомисты Э. Жильсон, Ж. Маритен и др., отчасти Э. Гуссерль и феноменологическая школа - М. Шелер, Н. Гартман (Германия) и др.]. Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному, логическому мышлению, логическому знанию, истолковывая её как непосредственное слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними. В биологических вариантах философии жизни (например, у немецкого философа Л. Клагеса) И. сближается с инстинктом, дающим непосредственное знание предмета помимо сознания. Представители второго направления И. стремятся выйти за пределы непосредственно чувственного опыта и предлагают философии опереться на опыт особого рода - духовный (в частности, "религиозный") опыт. Критикуя свойственные И. гипертрофированные представления о роли интуиции в познании, диалектический материализм рассматривает последнюю как органический момент познавательного процесса, находящийся в единстве с дискурсивным мышлением. См. Интуиция. (БСЭ)
Принимая во внимание важность темы, предлагаю вашему вниманию выдержку из материалов "УЧЕНИЯ О ТРАНСМУТАЦИИ" от 06.12.1995 г., которая дает представление о сути интуиции, как чувства и как органа:
"Осознай своё состояние, своё место в Себе. С этого момента ты вступаешь в путь Осознания Себя, принятия Себя в Себе. Раскрой в Себе ВСЁ.
ВСЁ, что есть в Пространстве, есть в тебе.
Исчерпай ВСЁ из Себя и стань Ничем и ВСЕМ.
Осознай ВСЁ в Себе и прими Знания, заложенные в тебя извне, которые впитаны, приняты, поняты и Осознаны были уже на этом ПУТИ. В этом воплощении необходимо завершить путь Осознания всего, что впитано тобой.
Следующий шаг познания вовне будет дан по Осознанию Себя.
Настал момент раскрытия Себя вовне, но ВСЁ заложено в тебе.
Каждый шаг Осознания даваться будет с трудом. При всем при этом, сохрани Свое "Я" таким, какое привнесено в это воплощение. Раскрыть его и сделать новый шаг, дано будет по Осознанию.
И это Путь каждого из вас.
Кто бы ни вступил в Путь познания, должен в начале заглянуть в Себя, и исчерпать все Знания Осознанием своим.
Принять Себя, не значит восхититься, а значит Осознать и принять всё так, как есть.
Избавься от чувственных желаний. Но чувства в себе сохрани, развей, умножь. И это даст понять несовершенство того, что есть сейчас.
Те пять чувств, что вам даны, есть малая доля того, чем вы обладаете. И это Осознание придёт. Его достичь трудом, упорством надо.
Развить в Себе приятие Мира не пятью чувствами, а внутренним Осознанием и приятием. И этот шаг необходимо сделать сейчас.
С этого момента тобой должно быть понято то чувство, с каким можно вступить в Мир Пространства и Осознания Себя. Весь Мир идёт в Осознании, приятии и общении этим чувством. Его развить, умножить надо, но приобрести нельзя. Оно заложено в каждом. Оно было и есть у каждого из вас. То чувство Нерождённое. Оно ВСЕГДА Существующее. Это неотъемлемая часть Бессмертного "Я".
Это ваша интуиция. Интуиция принятия Душой и телом, и Мыслью, и всеми пятью чувствами.
Есть ИСТИНА, которую можно принять только интуицией. Это чувство сильней, чем ваш Ум, Разум, рассудок. Только умей пользоваться им в разумных целях.
Любое отклонение от разумного использования (в плане Духовности), ведёт к потере этого чувства или блокировке. Его никогда нельзя использовать напоказ. Это запрет. Это - Закон Космоса. Любое использование его в корыстных целях даёт реакцию на блокировку. И знай - тебе даём. Используй интуицию только бескорыстно. Дано даром - используй даром.
В.: О каких пяти чувствах идёт речь?

О.: Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
В.: В чём будет проявляться интуиция?
О.: В понимании и Осознании. Осознать необходимо всем своим нутром, тем самым Бессмертным "Я". Это то Знание, то понимание, то Осознание, которые равнозначны аксиоме". (*2)
"Аксиома - полная недоказуемость, равная полной неопровержимости" - Александр Круглов.
Подведем итог. Так что же такое интуиция?
Я предлагаю вам дать свой вариант формулировки слова "интуиция" на основе только что прочитанной вами информации, прежде чем ознакомиться с моим вариантом, ибо народная мудрость гласит: "Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений". И пользы от ваших размышлений над текстом будет гораздо больше, чем от бездумного прочтения.
Интуиция (чувство) - Нерождённое, всегда существующее шестое чувство человека, являющееся неотъемлемой частью Бессмертного "Я" - дар БОГА. Нарушение Духовных Законов Мироздания - Законов БОГА - ведет к потере или блокировке интуиции. Чувство интуиции сильнее, чем Ум и Разум. Интуиция - это то, что понято и Осознанно Высшим "Я" человека.
Интуиция (орган) - шестой орган чувств человека, неотъемлемая часть Высшего "Я", или проявление Души человека в соитии с его телом, пятью органами чувств (глазами, ушами, носом, языком, кожей), Мыслями и с Умом, находимся в Невозмущенном состоянии.
Знание, понимание, Осознание, полученные при помощи интуиции, тождественны аксиоме. Есть ИСТИНЫ, получение которых возможно только через интуицию.
Вы согласны с этими формулировками? У вас получилось то же?
Хочу обратить ваше внимание на следующие выдержки из текста: "Те пять чувств, что вам даны, есть малая доля того, чем вы обладаете". "Это чувство (интуиция) сильней, чем ваш Ум, Разум, рассудок".
Чтобы понять, чем же большим обладает человек, давайте попробуем разобраться - почему проведена параллель между словом "чувство" и словами "Ум, Разум"? Имеют ли Ум и Разум отношение к чувствам и к органам человека? Что такое Высшее "Я" и Душа? Какое отношение они имеют к органам человека?
Прежде всего, рассмотрим существующее у Человечества представление по этим вопросам.
Ум (ТСРЯ), способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни.
Разум (ТСРЯ), способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, ум, интеллект.
Сознание (ТСРЯ), 1. Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Общественное с. 2. Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания. До потери сознания (до полного изнеможения).
Душа (ТСРЯ), внутренний, психический мир человека, его сознание.
Как видим, в "Толковом словаре русского языка" (ТСРЯ), слова "ум" и "разум" - синонимы. И лично мне не понятно, почему "уму" приписано право быть "основой разумной жизни", а не "разуму". Слова "сознание" и "душа" - синонимы. И нет даже малейшего намека на то, что Ум, Разум, СОЗНАНИЕ, Душа могут быть органами.
Ум (БСЭ), характеристика способности мышления и понимания. В истории философии - то же, что разум, дух; славянский перевод древнегреческого философского понятия нус (лат. - интеллект).
Разум, см. в ст. Рассудок и разум. (БСЭ)
Рассудок и разум (БСЭ), философские категории, сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие определённые способы теоретического мышления. Различение Р. и р. как двух "способностей души" намечается уже в античной философии: если рассудок - способность рассуждения - познаёт всё относительное, земное и конечное, то разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное. У Николая Кузанского, Дж. Бруно, И. Гамана, Ф. Якоби, Ф. Шеллинга и др. сложилось представление о разуме как высшей по сравнению с рассудком способности познания: разум непосредственно "схватывает" единство противоположностей, которые рассудок разводит в стороны. Согласно И. Канту, основной функцией рассудка в познании является мыслительное упорядочение явлений. Разум же, пользующийся средствами рассудка, стремится постигнуть "вещь в себе", но не достигает этой цели и остаётся в границах рассудка. Г. Гегель истолковывал рассудок как "... необходимый момент разумного мышления" (Соч., т. 3, М., 1956, с. 278). Диалектический метод, по мысли Гегеля, на высшей своей ступени предстаёт как "... рассудочный разум или разумный рассудок" (там же, т. 5, М., 1937, с. 4). Вместе с тем Гегель отождествил рассудок с метафизическим пониманием действительности и противопоставил его диалектике разума. С точки зрения диалектического материализма, процесс развития теоретического мышления предполагает взаимосвязь Р. и р. С рассудком связана способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определённую систему. Опираясь на рассудок, разум выступает как творческая познавательская деятельность, раскрывающая сущность действительности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создаёт новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания. (БСЭ)
Если исходить из определения слова "ум" - "Ум, характеристика способности мышления и понимания", из определения "разум" - "разум, философская категория", то из этих определений можно сделать однозначный вывод - ни Ум, ни Разум не являются органами человека.
Но последняя фраза определения "Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создаёт новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания", по моему мнению, выходит за рамки не только логики, но и здравого смысла. Я пониманию, что можно мыслить философскими категориями. Но как "посредством" (при помощи) "разума" (философской категории) "мышление" (процесс) "синтезирует" (процесс) можно "создать новые идеи..."? Как можно при помощи "философской категории" и двух процессов - результатов работы каких-то органов, без участия самих органов, еще умудриться создать "новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания"? А вам понятен смысл описанного "волшебства"?
Но мы точно заем, что все действия человек производит только при помощи органов!
Если "Ум, характеристика мышления", то каким органом человек мыслит? Где он находится? Мозгом? - но мозг не орган чувств, как мы выяснили выше. Если "разум - философская категория", то каким органом человек размышляет? Что делает человека разумным? Любой здравомыслящий человек согласится со мной, "этим" может быть что угодно, но только не "философская категория". Так какой орган делает человека разумным? Если "сознание, понятие философии", то что человек теряет, падая в обморок, "теряя сознание"? Человек может потерять СОЗНАНИЕ? СОЗНАНИЕ - орган? Какой орган делает человека сознательным?
"Ум, характеристика способности мышления и понимания..." (БСЭ) Суть слов "мышление" и "понимание" одна? Я считаю, что нет. Мышление, это процесс. А понимание, это результат процесса.
А вот существующее представление по этим словам.
Мышление (ТСРЯ), 1. Работой мысли, ума сопоставлять данные опыта и обобщать познанное. 2. Высшая ступень познания - процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Если с п. "1" определения я согласен, так как он отражает мышление, как процесс, то п. "2. Высшая ступень познания..." не имеет к мышлению, по моему мнению, никакого отношения.
Познание (ТСРЯ), 1. Постигнуть, приобрести знание о ком-чём-н., узнать вполне. 2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. 3. Совокупность знаний в какой-н. области.
И не всегда процесс мышления завершается познанием, тем более, высшей ступенью познания. И самым простым наглядным примером этого может служить то, что за всю историю существования Человечество так и не смогло познать простой вещи - что есть Ум, что есть Разум, какова разница между ними, где они находятся и имеют ли они отношение к органам человека.
Понимание (ТСРЯ), 1. Понять. Уяснить значение чего-н., смысл чьих-н. слов, поступков. Познать, постигнуть. П. законы мироздания. 2. Способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-н. П. законов природы.
Мышление (БСЭ), процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 554-555). М. составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; оно изучается также в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций.
М. является функцией мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако каждый отдельный человек становится субъектом М., лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития общественной практики. Даже задачи, которые он ставит перед своим М., порождаются общественными условиями его жизни. Т. о., М. человека имеет общественно-историческую природу.
Вопрос о природе М., взаимоотношении М. (сознания) и бытия был центральной проблемой на протяжении всей истории философской мысли (см. Основной вопрос философии, Материализм, Идеализм)... (БСЭ)
Интеллект (БСЭ) (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин "И." представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум") и по своему смыслу тождествен ему (учение Платона и Аристотеля о нусе как высшей, надындивидуальной разумной части человеческой души; "ум" как первая ступень эманации мира, его истечения из единого начала - в неоплатонизме и т. д.). Это значение термина было воспринято и средневековой схоластикой (И. как божественный И. и т. п.). При этом в противоположность "разуму" (ratio) как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции) термин "И." употреблялся в схоластике для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувствительного постижения духовных сущностей). В обратном значении эти термины были употреблены у Канта: И. (нем. Verstand -"рассудок") - как способность образования понятий, а "разум" (нем. Vernunft) - как способность образования метафизических идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей немецкой философии и окончательно закрепилось у Гегеля в его концепции рассудка и разума; первый в качестве способности к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего "разумного", конкретно-диалектического понимания....
...В советской психологии понятие И. употребляется главным образом в теории индивидуально-типологических особенностей развития личности (см. Б. М. Теплов, Проблемы индивидуальных различий, М., 1961, с. 252-344). В более общем плане И. выступает как синоним мышления, умственного развития личности. (БСЭ)
Можно ли мыслить о чем-то и не иметь четкого представления о предмете мышления, не понимать его сути? Можно. Можно мыслить о БОГЕ и не понимать его Сути. Можно мыслить о человеке, изучать его строение, но не понимать Сути человека. Показательным в этом отношении может быть следующий афоризм: "Фундаментальные исследования - это то, чем я занимаюсь, когда я понятия не имею о том, чем я занимаюсь" - Вернер фон Браун
И хотя этот афоризм можно рассматривать как шутку, но недаром говорится, что в каждой шутке есть доля ИСТИНЫ. И человек, как это ни парадоксально, меньше всего знает и понимает "что (?!!!) есть человек".
Можно ли предположить, что процессы мышления и понимания происходят в разных органах? Как вы считаете?
Есть еще один взгляд на Ум и Разум, как на единую категорию, существовавший в античную эпоху.
Нус (БСЭ) (греч. nus - мысль, ум, разум), одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.
В древнегреческой натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) Н. тесно связан с чувственно-материальным космосом: по Демокриту, Н. есть "бог в шаровидном огне"; по Эпихарму, солнце есть "всецело Н."; по Архелаю, "бог есть воздух и Н." и т.п. Наиболее разработанную концепцию Н. в этот период дал Анаксагор. Что касается Н. в человеческой душе, то здесь в греческой натурфилософии можно наблюдать постепенный переход от недифференцированного его понимания (таково отождествление в душе Н., знания, мнения и чувственного ощущения) к противопоставлению его аффективно-волевой стороне, чувственному восприятию и представлению, телу (Демокрит) и глазам (Эмпедокл).
Идеалистическую концепцию Н. как принципа мирового порядка и гармонии развил Платон, трактуя взаимоотношение Н. и космоса диалектически. Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое целое, или мировой Н., который есть форма форм и ощущение ощущений, актуально мыслящая вечность, где каждая чувственная вещь имеет свою идею. Идеи эти Аристотель мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Н. называл перводвигателем. Т. о., в учении о Н. не Платон, а скорее Аристотель является отдалённым предшественником неоплатонизма.
Стоики (см. Стоицизм), считая Н. божественным началом или судьбой, пантеистически трактовали его как огненный и пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса. Однако уже у платонизирующих представителей Средней Стои Панеция и Посидония (2-1 вв. до н. э.) Н. переставал быть материальным и огненным, но превращался в мировой порядок, начиная от чистого и абсолютного Н. и переходя через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку. Нумений, уже близко стоявший к неоплатонизму, высказывал взгляд на Н. как на демиурга. Один из учителей Плотина Аммоний Саккас (3 в. н. э.) отчётливо отделял Н. от всего душевного и телесного.
Плотин (3 в. н. э.), переработав учения Анаксагора, Платона и Аристотеля, развил учение о Н. как вечно-самоподвижной соотнесенности бытия с самим собой. Н. у Плотина отличается как от "единого", так и от "души" и характеризуется тождеством субъекта и объекта. Световая природа Н. разработана на основе платоновских суждений. Детально представлено у Плотина учение о внутреннем восхождении человека к последней световой сосредоточенности в Н., а через Н. и в "едином".
Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить субъект-объектные отношения внутри самого Н. Триадическое расчленение Н. дал Прокл (5 в. н. э.): мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь.
Античная теория Н. имела огромное историко-философское значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому. (БСЭ)
Античные философы поступили очень мудро, не разобщив Единых процессов Мироздания, а обобщив все смысловые, разумные и мыслительные закономерности, царящие в Космосе и в человеке одним словом "Нус". И они не погрешили против ИСТИНЫ, несмотря на то, что не смогли дать общего четкого определения. Но все приведенные выше описания - "бог в шаровидном огне" - Демокрит, "солнце есть "всецело Нус" - Эпихарм, "бог есть воздух и Нус" - Архелай, "все идеи вещей образуют некое мировое целое, или мировой Нус, который есть форма форм и ощущение ощущений, актуально мыслящая вечность, где каждая чувственная вещь имеет свою идею" - Аристотель, "огненное божественное начало, пронизывающее собой каждую малейшую часть космоса" - стоики, "учение о внутреннем восхождении человека к последней световой сосредоточенности в Нус, а через Нус и в "едином" - Плотин, "мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь" - Прокл, - есть разные грани Кристалла ИСТИНЫ. После прочтения этой книги, вы поймете, что я хотел сказать этими словами, и насколько (!!!) все они были правы.
Если же вернуться к данным выше определениям: "Ум" (БСЭ), ...то же, что разум, дух; славянский перевод древнегреческого философского понятия нус", "Мышление (БСЭ), ...является функцией мозга, ...взаимоотношении М. (сознания) и бытия...", то увидим и подмену понятий, и заблуждение. Ум - не Разум, не ДУХ, тем более, не Нус, а слово "мышление", не есть синоним слова "сознание". Если проводить сравнения и параллели, то слово "нус" ближе по сути его понимания античными философами слову "сознание" - истинного органа чувств человека, а античная философия, есть прообраз ШКОЛЫ РАСШИРЕНИЯ СОЗНАНИЯ - ПУТИ ЛАЙ-КО и второго этапа ПУТИ К ТВОРЦУ - ШКОЛЫ РОЖДЕНИЯ СВЕТА ДУХА ЕДИНОГО В СЕРДЦЕ - в чем, надеюсь, вы сами убедитесь.
Рассмотрим существующее у Человечества представление о слове "сознание".
Сознание (БСЭ), одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности (1), а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. В силу сложности феномена С. каждая из комплекса изучающих его наук вносит определённую специфику в самый подход к определению С.
В философии при материалистическом решении ее основного вопроса (см. Основной вопрос философии) С. рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительность (2), как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, как субъективная реальность в противоположность объективной, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним (3); в более узком смысле под С. имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности.
При социологическом подходе С. рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм.
В психологии С. трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире. Поскольку предмет С.- не только внешний мир, но и сам субъект - носитель С., постольку одним из существенных моментов С. является самосознание.
История взглядов на С. На ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения идеального и материального (4). Так, например, логос у Гераклита понимается одновременно и как огонь, и как смысл вещей (5); ценность человеческого разума определяется степенью его близости к логосу - общему миропорядку вещей (6). Вплоть до Платона греческая мысль не знала понятия идеального в собственном смысле. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движение тончайших атомов. Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному (7). Как для всего космоса "ум" (нус) является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самоё себя (8), так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим поведение (9).
Если в античности разум космичен и предстаёт как обобщение действительного мира, как синоним универсальной закономерности (10), то в средние века С. трактуется как над-мировое начало (бог), которое существует до природы и творит её из ничего (11). При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная "искорка" всепроникающего пламени божественного разума (12). Вместе с тем в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причём в понятие души включалось и С. (13).
На разработку проблемы С. в философии нового времени наибольшее влияние оказал Р. Декарт, который, выдвигая на первый план момент самосознания, рассматривал С. как непространственную субстанцию, открытую лишь для созерцающего её субъекта (14). Б. Спиноза в своём материалистическом учении рассматривал С. как один из атрибутов субстанции (природы) наряду с протяжением. Французские материалисты 18 в. трактовали С. как функцию мозга и отражение действительности (15). Вместе с тем домарксистские материалисты не смогли раскрыть общественную природу и активный характер человеческого С. Представители нем. классического идеализма подвергли глубокому анализу проблему творческой активности С., Г. Гегель вплотную подошёл к проблеме социально-исторической природы С. и утвердил принцип историзма в понимании С. Гегель исходил из того, что С. личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни; однако последние идеалистически толковались им как воплощение объективного духа.
Марксизм рассматривает С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимую сторону практической, материальной деятельности человека (16). Согласно диалектическому материализму, С. возникает, функционирует и развивается из реального взаимодействия человека с миром, на основе его чувственно-предметной деятельности, общественно-исторической практики. Отражая в своём содержании объективный мир, С. детерминируется природной и общественной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нём в форме образов - идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира (17).
Активность С. Сознание и деятельность. Отвергая идеалистическую трактовку активности С. как имманентной, идущей из глубины духа, марксизм вместе с тем вскрывает и несостоятельность концепции метафизического материализма, согласно которой С. есть пассивное созерцание мира. Диалектический материализм объясняет активность С., исходя из его детерминации объективной действительностью: объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его С., превращается в идеальное (18); в свою очередь, С. (идеальное) через материальную деятельность человека претворяется в действительность, в реальное (19). Активность С. направлена прежде всего на познание. Она проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в абстрагирующей деятельности мысли, в актах фантазии, продуктивного воображения, связанного с созданием новых идей и идеалов, в управлении практической деятельностью.
Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческую необходимость возникновения и развития С., которое даёт человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством практической деятельности творить мир: "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194, 195).
Происхождение С. и его биологической предпосылки. Формированию С. человека предшествовал длительный период "умственного" развития животных (20). В истолковании этого развития диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде, тогда как С. человека направлено на преобразование мира. В отличие от животного, человек выделяет своё отношение к миру и сам мир как объективную реальность (21).
Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). В процессе труда происходило разложение инстинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознательной деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нём прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеченной природы, культуры. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга (22), который формировался по мере усложнения структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений, а также связанных с этим форм знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 490).
С помощью орудий человек вовлекал предметы в искусственные формы взаимодействия. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практической, но и символической деятельности, в условиях первобытного человеческого стада, а затем и родового общества видоизменил всю структуру человеческой активности. Логика чувственнопредметной деятельности и воспроизводившая её система жестов в актах коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутренний план мыслительной деятельности. Орудием этой внутренней деятельности выступила система знаков - язык (23). Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.
Социальная сущность С. Личное и общественное С. Идеализм исходит из того, что С. развивается имманентно, спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя (24). В противоположность этому марксизм исходит из того, что невозможно анализировать С. изолированно от др. явлений общественной жизни. "Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди (25)" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 29).
Мозг человека заключает в себе выработанные всей мировой историей человечества потенции, передающиеся по наследству "задатки", которые реализуются в условиях обучения, воспитания (26), и всей совокупности социальных воздействий. Мозг становится органом человеческого С. только тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь (27), усваивает исторически выработанные формы культуры.
С. объективируется в системе материальной и духовной культуры, в формах обществ. С. Общественное С. развивается через С. отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от последнего (28): нерасшифрованные письмена сами по себе ещё не заключают в себе мыслительного содержания, только в отношении к отдельным людям книжные богатства библиотек мира, памятники искусства и т.п. имеют смысл духовного богатства. Общественное С. - это отражение общественное бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической и правовой идеологии, в нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное С. обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, массового С. и кончая высшими формами теоретического мышления. В состав общественного С. входят различные его формы: наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право (29). Отражая общественное бытие, общественное С. обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на общественное бытие.
Когда имеют в виду общественное С., то отвлекаются от всего индивидуального, личного и берут взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом или для определённой социальной группы. Подобно тому как общество не есть "сумма" составляющих его людей, так и общественное С. не есть "сумма" сознаний отдельных личностей (30), а качественно особая духовная система, которая живёт своей относительно самостоятельной жизнью. Между личным и общественным С. происходит постоянное взаимодействие (31). Исторически выработанные обществом нормы С. (32) становятся личными убеждениями индивида, источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они входят в состав общественного С. (33), приобретают характер нормы поведения... (БСЭ)
Из определения слова "сознание" (БСЭ): "Сознание, одно из основных понятий философии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности", можно сделать однозначный вывод - СОЗНАНИЕ не является органом человека.
Итак, "Сознание - понятие философии" (БСЭ). Одновременно "Сознание (ТСРЯ), (2) Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания". Можно ли потеряв "Сознание - философскую категорию", впасть в бесчувственное состояние? Конечно, нет. Так что же человек теряет, падая в обморок, "теряя сознание", "лишаясь сознания"? Вы можете объяснить логическую связь между здравым умом, памятью и лишением сознания, нахождением в состоянии без сознания? Можно ли потерять СОЗНАНИЕ? Какой орган делает человека сознательным? Является ли СОЗНАНИЕ органом человека?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти, ознакомившись с моим мнением относительно формулировки слова "сознание" (БСЭ) и с другими рекомендованными материалами.

Мнение Л.К.
(1) Первым в определении подчеркивается "способность идеального воспроизведения действительности".
Лично у меня сразу вызвало недоумение словосочетание "воспроизведения действительности". Как можно воспроизвести действительность, тем более идеально? Толковый словарь русского языка объясняет слово "действительность", как "Объективный мир во всём многообразии его связей", а слово "воспроизвести", как "Воссоздать, возобновить, повторить в копии". Как можно воссоздать, возобновить, повторить в копии во всём многообразии связей БОГА, Вселенную или просто цветок? Человек может лишь составить свое субъективное личное представление по какому-либо объекту, но оно заведомо не будет идеальным по определению, т.е. соответствующим любому мгновению вечного Мироздания, так как оно в каждом миге мгновения Вечности изменяется. Я уже не говорю о том, что представление человека прямо зависит от уровня СОЗНАНИЯ человека на данный момент. И идеальным представление может быть только в том случае, если человек сможет Расширить СОЗНАНИЕ до уровня АБСОЛЮТА. Но в этом случае, это уже будет не человек, а АБСОЛЮТ, БОГ. Любое воспроизведение каких-либо действий человек может производить только при помощи своих органов. Отсюда возникает закономерное предположение - СОЗНАНИЕ должно быть органом человека, что было подтверждено в 1995 году Высшим Космическим Разумом в "УЧЕНИИ О ТРАНСМУТАЦИИ": СОЗНАНИЕ, есть истинный орган чувств человека, данный БОГОМ, седьмое чувство, или проявление Души человека в соитии с Планом Разума и Ума. (*2)
В 2007 году на 27 ступени ШКОЛЫ прозвучали слова Помандрэса - Разума Мироздания, раскрывающие способ познания Мира: "А я задать вопрос хочу, попробуй мне ответить. Как я познаю Себя? В какой миг и когда Великий Разум Мироздания познал Себя?" - и Сам же ответил, так человеку ответить на этот вопрос невозможно - "Вначале отражение. Но отражение через рождение прошло. Но ты - есть Я. Через тебя познал Себя. Поэтому сейчас в мгновение это, Я познавал Себя, а ты Меня". И познание это проходило при помощи СОЗНАНИЯ - высшего органа чувств и органа познания Мироздания. Человек, как мы знаем из БИБЛИИ, Сотворен по образу и подобию БОГА. Человек - отражение БОГА в Физическом Мире, имеющее личностную индивидуальность и право свободы выбора. Используя его, человек может "стать", как БОГОМ, так и Антиподом БОГА - Люцифером-Сатаной-Дьяволом.
И если выражение в определении слова "сознание" (БСЭ) "способность идеального воспроизведения действительности" перефразировать, изменив на "способность отражения действительности", то тогда это будет ближе к ИСТИНЕ. Расширяя свое СОЗНАНИЕ, повышая свою Духовность и подобие ДУХУ, человек сможет увидать свое отражение в Сияния Пространства, соответствующее по определенным параметрам БОГУ. Сужая СОЗНАНИЕ, понижая свою Духовность и подобие ДУХУ, увеличивая свое подобие Материи и Антиподу БОГА - Сатане, человек сможет увидать в отражении свое подобие Дьяволу. Но оказывается, это отражение может быть искажено второй спиралью ДНК человека, спиралью эмоций {29 ступень}, превратившись в "кривое зеркало". И тогда "черное" человек может принять за "белое" и наоборот. И идя по пути к Дьяволу, думать, что идет по пути к БОГУ.
( 3, 2, 1) Идеального "в противоположность материальному и в единстве с ним" (3). Если рассматривать трактовку (1, 2, 3) в отрыве от других положений, подразумевая под словом "идеального" неискаженного, под словом "воспроизведение" понимание, а под словом "действительность" ИСТИНУ, т.е. "способность высокоорганизованной материи неискаженно понимать ИСТИНУ", то тогда можно согласиться с сутью предложения.
(3, 4, 5, 6) "Когда на твой вопрос отвечает философ, перестаешь понимать вопрос". Андре Жид
Этот афоризм точно отражает суть предложения, "объясняющего" слово СОЗНАНИЕ "субъективный образ объективного мира, как субъективная реальность в противоположность объективной, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним" (3)
"На ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения идеального и материального" (4). И это свидетельствует о мудрости античных философов. "Так, например, логос у Гераклита понимается одновременно и как огонь, и как смысл вещей" (5). И с этим нельзя не согласиться. "Ценность человеческого разума определяется степенью его близости к логосу - общему миропорядку вещей" (6). Мы рассматриваем не Разум, а СОЗНАНИЕ. А это не синонимы. И, насколько мне известно, у Человечества еще не существует "шкалы", по которой можно было бы определить "ценность" Разума или СОЗНАНИЯ. Характеристикой СОЗНАНИЯ является его Расширенность, степень приближенности к СОЗНАНИЮ АБСОЛЮТА. И приближаясь по уровню СОЗНАНИЯ к Планетарному логосу - Христу или ХРИСТОСОЗНАНИЮ, человек действительно становится ближе к "общему миропорядку вещей" или к БОГУ.
(7, 14, 15, 16, 17, 22) "Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному" (7). И он был абсолютно прав, как и Декарт (14). СОЗНАНИЕ, являясь тонко-полевой структурой и находясь, как и Ум, вне материального физического тела, стоит "паровозом" впереди всего состава, в конце которого находится мозг, а значит, не может быть ни функцией мозга (15, 16, 22) ни тем более продуктом его деятельности (17).
(8, 9) "Как для всего космоса "ум" (нус) является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самоё себя, так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим поведение". Ум является всего лишь хранителем информации. И в тех случаях, когда он берет на себя функции СОЗНАНИЯ, он становится не источником гармонии, а дисгармонии, взрыва эмоций, приводящих Ум, а значит и человека, к состоянию агонии с очень тяжелыми последствиями..
(10, 11) "Если в античности разум космичен и предстаёт как обобщение действительного мира, как синоним универсальной закономерности, то в средние века С. трактуется как над-мировое начало (бог), которое существует до природы и творит её из ничего". Разум, СОЗНАНИЕ и БОГ не синонимы. И не СОЗНАНИЕ Творит "природу", а БОГ - ТВОРЕЦ энергии. Из ничего нельзя Сотворить что-то. БОГ Творит не из ничего, а Творит Себя из Себя вне Себя.
(12) "Разум толкуется как атрибут бога". СОЗНАНИЕ не атрибут БОГА, а Суть АБСОЛЮТА. СОЗНАНИЕ, соединенное с энергией - СОЗНАНИЕ Тела энергии, являет Суть БОГА (Тело энергии) соединенную с Сутью АБСОЛЮТА (СОЗНАНИЕ). "За человеком оставляется лишь крохотная "искорка" всепроникающего пламени божественного разума". Глубокое заблуждение. Человек по своему желанию, может вобрать в себя любую часть БОГА, ДУХА и АБСОЛЮТА, "став" БОГОМ, ДУХОМ, АБСОЛЮТОМ, что является ИХ заветным мечтанием, и предназначенностью человека.
(13) "В недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причём в понятие души включалось и С.". Душа действительно является проявлением СОЗНАНИЯ Высшего "Я" на Физическом Плане и его домом, так как является более материальной субстанцией, чем СОЗНАНИЕ.
(18, 19) "Объективный" Мир, по сути, является иллюзией Ума, а СОЗНАНИЕ Истинным чувством человека, а не зеркалом, хотя процесс познания Мира действительно происходит через зеркальное отражение в Сиянии Пространства {см. п. (1) и 29 ступень}. Но если бы даже это было не так, то через процесс отражения в чем-то, нельзя изменить качественных характеристик предмета. Не может грешник через отражение в чем-то, даже в БОГЕ, стать святым.
(20, 21) Человек не имеет никакого отношения к животным. Вот что ответил по этому вопросу Высший Космический Разум.
В.: Человек произошел от обезьяны?
О.: Исключено. Основа живущих единоначальна в их зарождении, но вид человека индивидуален. Разум заложен изначально. Коррекция внесена после телепортации Планеты (см. 16.06.95 г.; 14.08.95 г.).
Итак, человек Сотворен БОГОМ по Своему образу и подобию. СОЗНАНИЕ же делает человека подобным еще АБСОЛЮТУ и ДУХУ, для которого СОЗНАНИЕ - есть дом. Мысль, как и слово (23), являются инструментами Творения и БОГА и человека. Этот вопрос ниже будет рассмотрен подробнее.
(24) Развитие СОЗНАНИЯ (повышение уровня) не может развиваться спонтанно, а только при желании, Устремлении человека, явление Воли, т.е. "исключительно из самого себя". Хотя есть один фактор, который может привести к развитию СОЗНАНИЯ без участия человека за счет развития Коллективного Планетарного СОЗНАНИЯ (31).
(25) СОЗНАНИЕ это не "общественный продукт", это Сам АБСОЛЮТ, явленный СОЗНАНИЕМ в человека. А так как БОГ, Сотворивший человека вечен, то вечен и человек. "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего". (Прем 2, 23) Вечны Высшее "Я" человека, СОЗНАНИЕ, Душа, а не смертная физическая плоть. 2 января 1995 года на Земле начался процесс Трансмутации, процесс изменения сути человека, который приведет к переходу человека в плазменно-световое состояние, при котором плотное тело человека, а им будет тело Мысли (Ментал), тоже станет вечным. Это будет лишь, по словам Христа на 21 ступени, возвращение человека в свое истинное состояние - "Ты, Человек, есть сгусток Мыслей".
(26) Мозг человека, являясь частью смертной материи, при смерти физической плоти превращается вместе с ней в тлен, поэтому не может "заключать в себе выработанные всей мировой историей человечества потенции", следовательно, ничего не может и передать по наследству. Сильно заблуждается Человечества и относительно процесса воспитания детей, роли родителя, больше знающего, как старшего по возрасту. Надеюсь, вам интересно будет узнать ответ Высшего Межгалактического Всемирового Разума (04.09.95 г.) на вопрос, имеющий отношение к данной теме.
В.: Большая часть Учений предполагает, что наши заблуждения накапливаются в результате нашего воспитания. Вопрос состоит в том: Как быть с детьми? Ведь те нагрузки, которые позволительны для взрослых, непозволительны и сложны для детей. С другой стороны, нужно как-то воспрепятствовать накоплению того негативного багажа, от которого потом приходится избавляться, развивая свою Духовность во взрослом состоянии.
О.: Оценка и разделение светлого и темного малым возрастным уровнем биологических сущностей не есть уровень Духовного восприятия. Духовные эманации воспринимаются не Умом, СОЗНАНИЕМ и Разумом, а Подсознанием. И те нагрузки, о которых идет речь, никоим образом не влияют на уровень развития Духовного СОЗНАНИЯ. Те негативы воспитания могут оказывать и положительный результат - как отторжение негативного Подсознанием и проникновение в СОЗНАНИЕ отрицания. Только та Мыслеформа, не пропитанная Духовным, может быть воспринята биологической сущностью, если СОЗНАНИЕ и Духовный уровень способны пропустить ее, а значит, и СОЗНАНИЕ, и Духовный уровень находятся на том же уровне. Отсюда и отклонение в воспитании.
Биологическая сущность старшего земного возраста не может оказать большого влияния в воспитании. Все заложено в Подсознание. Духовный уровень и считывание его с Подсознания СОЗНАНИЕМ, есть то Кармическое причинно-следственное, которое дается при воплощении данной реинкарнации. Невозможно изменить, возможно дополнить и принять новое Духовное за счет усилия Воли и Веры, с Любовью Созидания.
(27, 32) Как вам стало ясно из предыдущего ответа, наработки человека во всех воплощениях хранятся в Подсознании и не зависят от "общественной жизни" и "исторически выработанных обществом норм". А сам мозг не является органом чувств, как было рассмотрен выше (15, 16, 22), тем более органом СОЗНАНИЯ.
(28, 29, 30, 31, 33) Выше я уже говорил, что есть случай, когда СОЗНАНИЕ человека может развиться без участия человека. Этот феномен подобен эффекту, который ученые назвали "эффектом сто первой обезьяны". Суть эффекта состоит в том, что "вдруг" наступает момент, когда определенная информация, практический навык, поведенческое действие, известное одной особи сообщества, становится автоматически известно всем.
Ученые наблюдали за поведением обезьян, находящихся на разных островах. И заметили, что одна обезьяна стала смывать землю с плода перед трапезой. Через некоторое время другие обезьяны на этом острове стали использовать тот же прием. Но когда это сделала 101-я обезьяна на том острове, то "вдруг" обезьяны на всех других островах стали использовать тот же прием.
В качестве иллюстрации этого эффекта можно привести всем известный пример. Еще относительно недавно большинство людей было уверено, что Земля плоская и покоится на трех китах, а самых передовых людей того времени, утверждавших, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, сжигали на кострах. И "вдруг" наступил момент, когда всеми людьми верной признается вторая версия, а первая кажется смешной.
Подобное же происходит с человеком. СОЗНАНИЕ каждого человека соединено тонкой, невидимой информационной нитью с Коллективным Планетарным СОЗНАНИЕМ, по которой происходит его наполнение определенными знаниями, Состояниями людей. Среди них могут быть уже известные, могут быть практики, новые Состояния, информация, известные и понятные на данный момент очень малому числу людей, как, например, "УЧЕНИЕ О ТРАНСМУТАЦИИ",
ШКОЛА РАСШИРЕНИЯ СОЗНАНИЯ, ШКОЛА РОЖДЕНИЯ СВЕТА ДУХА ЕДИНОГО В СЕРДЦЕ. С каждым днем число людей, обладающих новыми знаниями, Расширенным СОЗНАНИЕМ, становится все больше и больше. Когда это количество людей достигнет определенной "критической массы" Коллективного Планетарного СОЗНАНИЯ, тогда они автоматически станут понятными и естественными для всех.
Есть и другой аспект влияния "критической массы" Коллективного Планетарного СОЗНАНИЯ. В качестве иллюстрации хочу привести конкретный пример, имеющий отношение ко всем людям Земли. В последнее десятилетие значительно возросли интерес и Устремление людей к БОГУ. Число их превысило определенного значения критической массы Коллективного Планетарного СОЗНАНИЯ, что равнозначно Устремлению к БОГУ и запросу на Преображение от всех людей Земли. Ответом на него,
как следует из информации Помандрэса на 27 ступени ШКОЛЫ, явилось автоматическое включение Закона Мироздания, проведение на Физический План от ТВОРЦА кристаллического Канала Творения ИСТИНЫ Саморождения Материи, включение в постепенное Преображение физического Мира Земли и всего Человечества. В октябре 2008 года у человека была включение в постепенной реализации третья спираль ДНК - спираль Мудрости, спираль Вознесения и Преображения, спираль катализатор ускорения процессов эволюции, что положило начало ускоренному процессу эволюции человека, ознаменовало вступление Человечества в свой последний рубеж, положило начало выхода Человечества, Земли, Солнечной Системы, Галактики, всего Космоса Великого в новую эпоху - эпоху Солнца, эпоху Светоносного человека. Октябрь 2008 года можно считать начальной точкой реальной подготовки процесса Перехода в Новый Мир - в Мир ЕДИНОГО. Для исключения каких-либо случайностей и полной гарантии Перехода в Новый Мир на Землю в поэтапном режиме будут явлены Сущности (не более ста в год) с очень высоким уровнем СОЗНАНИЯ, находящиеся много веков и тысячелетний в состоянии Самати - состоянии бездвижной Жизни. Они своим высоким уровнем СОЗНАНИЯ доведут критическую массу Коллективного Планетарного СОЗНАНИЯ до такого уровня, когда начнет действовать "эффект сто первой обезьяны" и все люди "вдруг" поймут все значение Перехода и необходимость личной подготовки к нему.
Итак, вы поняли, что Коллективное Планетарное СОЗНАНИЕ, есть совокупность СОЗНАНИЙ всех людей Земли, не имеющая отношение к (29, 32, 33) "науке, философии...".
Для закрепления и расширения понимания сути Ума и СОЗНАНИЯ, как органов чувств человека, предлагаю для ознакомления лекции из "УЧЕНИЯ О ТРАНСМУТАЦИИ" по этой теме.
Вибрации СОЗНАНИЯ по Осмыслению Ума, как органа чувств. (*2)
Те органы чувств, которые явственно проявлены на Физическом Плане, не являются, как таковые органами чувств. Они являются лишь проявлением Ума. Но и сам Ум, не есть истинный орган чувств. Есть Разум, который управляет Умом. Но и самое тонкое проявление Разума не являет собой орган чувств.
Лишь СОЗНАНИЕ в своей Духовной структуре и являет Истинный орган чувств. Всё остальное - лишь проявление, реализующее себя на Физическом Плане.
Ум являет и управляет органами чувств, явленными на Физический План. Но Ум управляется ДУХОМ, а значит, СОЗНАНИЕМ Высшего "Я". Ум на Физическом Плане являет собой органы чувств и, в то же время, Ум не явлен самим органом. Глубокое понимание и Осознание СОЗНАНИЕМ проявления органа чувств в самом СОЗНАНИИ и в ДУХЕ, есть наивысшее проявление чувства. И это Осознание и понимание органа чувства, явит более сильную реализацию тех придатков органа чувств, явленных на Физический План.
Утоньшение реализующих способностей, развитие восприятия может происходить через развитие СОЗНАНИЯ и ДУХА. До тех пор, пока СОЗНАНИЕ, Разум, Ум не вошли в единую гармонию, великое проявление органа чувств ДУХОСОЗНАНИЯ не может быть реализовано в полную силу на Физическом Плане. Для тех, кто явственно направил усилия для развития этих чувств, есть несколько путей:
Первый путь. Когда СОЗНАНИЕ, помимо воли человека вступает в реализующую силу на Физическом Плане, раскрывается уникальное проявление органов чувств, и человек не способен управлять ими (спонтанность).
Второй путь. Спонтанное проявление, но в этом спонтанном проявлении человек реализует свои возможности, проявляя себя в реализации этих способностей.
Третий путь. Человек осознанно развивает и направляет ДУХОСОЗНАНИЕ в развитии чувств. Проявление не спонтанное, а направленное, но нет полной управляемости этим состоянием.
Четвёртый путь. Человек полностью владеет проявленными способностями, направленно их развивает.
Пятый путь. Все эти способности - Осознание и понимание, управление и направление - явлены СВЫШЕ на подготовленное ДУХОСОЗНАНИЕ помимо воли Устремления и желания.
Тогда происходит соитие ДУХОСОЗНАНИЯ с СОЗНАНИЕМ АБСОЛЮТА.
Тогда и реализуется на Физическом Плане Единение ДУХОСОЗНАНИЯ и СОЗНАНИЯ АБСОЛЮТА.
Ум при всём этом являет роль придатка, проводника, но не органа чувств. Вопросы?
В.: Что является органом чувств при достижении высших способностей пятого пути?
О.: ДУХОСОЗНАНИЕ.
В.: Какую роль играет Ума в пятом варианте?
О.: В любом варианте Ум - проводник, придаток. Но на Физическом Плане органы чувств не те, которые признаны на Физическом, а Ум. Ум на Физическом Плане - истинный орган чувств.
В.: Какова роль Ума в гармонии вибраций?
О.: Ум являет на Физическом Плане орган чувств. Приведение Ума в Невозмущенное состояние являет не проявление чувственного вибрационного движения. В этом случае происходит соитие СОЗНАНИЯ Высшего "Я" и СОЗНАНИЯ Клетки.
Восприятие Умом Трансформенного Огня. (*2)
Те Трансформенные преобразования, свершившиеся, свершаемые и в стадии начального зачатия к реализации в СОЗНАНИИ Высшего "Я", рано или поздно, с преломлениями или напрямую, но доходят до СОЗНАНИЯ клетки индивида. И только тут включается в работу Ум, анализируя уже свершённое.
Как правило, Ум являет собой консервативную силу - силу, препятствующую Эволюционированию. Ум осторожен. Он не готов принять на Веру.
Вера присутствует только в СОЗНАНИИ.
Ум не готов. Интуиция может ему указать. Но если слабо развита восприимчивость Умом интуитивных посылов, то Ум являет крепкую стену в прохождении Эволюционирующих Трансформ на уровне СОЗНАНИЯ клетки.
Ум есть тормоз. Поэтому приведение Ума в Невозмущенное состояние, явит прогрессию в Трансформенном преобразовании. Ум в этот момент, будет поставлен перед фактом свершенного. И анализ Ума, уже будет протекать по теме свершенного, а не возможности допустить свершаемое.
Анализ свершённого, явит Уму связь с Верой, а значит, напрямую с СОЗНАНИЕМ Высшего "Я". Это и являет соитие ДУХА и Материи. Вопросы?
В.: На каком уровне Ум является тормозом для Эволюции? На уровне Эфира?
О.: На уровне СОЗНАНИЯ клетки. Понимание даётся с уровня Эфира нового Эволюционного уровня.
В.: В какой момент необходимо привести Ум в Невозмущённое состояние?
О.: Необходимо привести Ум в Невозмущённое состояние в момент прохождения ИСТИНЫ и ОГНЯ ИСТИНЫ в их Трансформенных, преобразующих действиях. Ум не должен анализировать - пропустить или воспрепятствовать. Ум должен анализировать - "что это" и "как это применять".
СОЗНАНИЕ (*2)
Это то исходящее, что проникает в Первопричину, что напитывается ОГНЕМ и ДУХОМ. Это то Великое СОЗНАНИЕ, которое движет все сущее к Созиданию, к рождению Себя внутри Себя, к рождению всего сущего во ВСЁМ Пространстве в его Беспредельности. Это СОЗНАНИЕ - та материальная часть Пространства, та материализация Тонких Планов, самого Пространства. Это та Тонкая Материя, которая явлена в Первопричине. Это НИЧТО и это ВСЁ. Это НИЧТО есть во ВСЁМ, буквально во ВСЁМ. ВСЁ-ВСЁ напитано этим СОЗНАНИЕМ АБСОЛЮТА.
Нет ничего Созданного, Создаваемого и Творимого без СОЗНАНИЯ АБСОЛЮТА. Но это СОЗНАНИЕ не всегда имеет ОГОНЬ и ДУХ. Но СОЗНАНИЕ есть во ВСЁМ. Если эта частичка СОЗНАНИЯ явилась в Мир физический, то она тут же обрастает плотью, Материей. Она может нести Духовные структуры. Она может нести ДУХ, ОГОНЬ, но в ней нет Души. И если в неё вмещается Душа, то это Сознательная Душа, т.е. Душа, напитанная СОЗНАНИЕМ, ОГНЕМ и ДУХОМ. Но СОЗНАНИЕ есть во ВСЁМ. СОЗНАНИЕ в своем Проявленном виде, есть и в самой грубой, самой плотной Материи. Оно явлено в микромире, микрокосмосе в своей Проявленности. И может воспринимать производную из АБСОЛЮТА, всеми вибрациями своего микрокосмоса.
Это СОЗНАНИЕ, исходящее из АБСОЛЮТА, имеет ту связь, которая осуществляет в Пространстве мгновенное реагирование на те вибрации СОЗНАНИЯ АБСОЛЮТА, которые зарождаются, рождены и будут зарождены в САМОМ АБСОЛЮТЕ.
Это - Эволюционное движение СОЗНАНИЯ АБСОЛЮТА, с одновременной вибрационной восприимчивостью микрокосмоса и Сознательного Проявленного Космоса каждой сущности. И суть Пространства - в соитии в Единое ЦЕЛОЕ. В соитии между собой и тем восприятием, тем чувствованием Великого Преображения САМОГО АБСОЛЮТА.
Все это может быть явлено только в том случае, если Искра СОЗНАНИЯ, Устремлена к соитию с Искрой СОЗНАНИЯ каждой сущности.
Носителем этой Искры может быть любая субстанция, несущая в себе Волеизъявление АБСОЛЮТА для зажигания Искр СОЗНАНИЯ в тех сущностях и объектах Пространства, кои явлены в Проявленность и находятся в Проявлении во всех уровнях Пространства. Самое главное в этом то, что, исходя из Первопричины, СОЗНАНИЕ АБСОЛЮТА уже наделяется Искрой Устремляющей. И только тот, кто способен воспринять и пройти соитие с этой Искрой, может быть явлен тем миссионером зажигания Искры СОЗНАНИЯ Пространства в Плотных Планах с условием возможного пронесения Искры по всем Пространственным Планам.
Явленный из Первопричины ОГОНЬ СОЗНАНИЯ АБСОЛЮТА, не может быть явленным без Волеизъявления САМОГО АБСОЛЮТА.
То СОЗНАНИЕ, которое исходит из АБСОЛЮТА, непременно проходит через План ОГНЯ. И только там пронизывается всеми Подпланами ОГНЯ, Подпланами ДУХА и может являть собой на Плане физическом Великого миссионера. Все остальное, явленное из АБСОЛЮТА, и не прошедшее или миновавшее хоть один Подплан, не являет собой миссионерства. Это есть явление сути или сущего с определенной кармической или Духовной задачей, но не миссионерство (т.е. не Волеизъявление АБСОЛЮТА в чистом его представлении).
В.: В чём отличие СОЗНАНИЯ и ДУХА?
О.: ДУХ - он есть ДУХ. ДУХ - не СОЗНАНИЕ. СОЗНАНИЕ строит Тело Света. Это то вместилище для ДУХА, это тот Кристалл, в который может вместиться ДУХ. Именно СОЗНАНИЕ строит этот Кристалл. Сам же ДУХ не кристаллизован.
В.: Значит, можно сказать, что СОЗНАНИЕ - одна из оболочек ДУХА?
О.: СОЗНАНИЕ - не оболочка. СОЗНАНИЕ есть на определенном уровне расширенности и светового излучения, вместилище для ДУХА и Души.
В.: План
ДУХ Проявленного АБСОЛЮТА развертывался на 9 Подпланов. А СОЗНАНИЕ АБСОЛЮТА, сколько Подпланов имеет?
О.: СОЗНАНИЕ есть монолит. И разделение СОЗНАНИЯ на Подпланы не даст понятия СОЗНАНИЯ. Уровень СОЗНАНИЯ определяется его Расширенностью.
В.: Но это относится только к
Плану СОЗНАНИЯ АБСОЛЮТА? В других Планах такого нет?
О.: Ты можешь плавать в Плане СОЗНАНИЕ, но то Озарение, что может быть явлено в этом Плане, поможет явить суть СОЗНАНИЯ. Детали и более глубокие понимания придут с продвижением по более высоким Планам. И будут явлены понимания в процессе познания ВЕЛИКОГО.
В.: Что происходит с СОЗНАНИЕМ после смерти физического тела?
О.: Идет момент Осознания. Но именно СОЗНАНИЕ даёт понять Душе несовершенство в её деяниях. Приходит понимание и Осознание, как надобно б было, что надобно б было и где не так. СОЗНАНИЕ дает понять Душе все огрехи, все просчеты, все изъяны.
В.: Что отделяет АБСОЛЮТ от СОЗНАНИЯ?
О.: Это Едино, и нет разделения ни на что. Это Единое!!! Это то Единое и Неделимое. И хотя делится на Проявленное и Непроявленное, но это Единое. Как Проявленное может стать Непроявленным, так Непроявленное может стать Проявленным. Это Единое. Это ВСЁ и НИЧТО.
В.: Можно ли сказать, что СОЗНАНИЕ - это инструмент АБСОЛЮТА?
О.: Это не инструмент, это САМ АБСОЛЮТ. Это ОН ЯВЛЕН СОЗНАНИЕМ. Это ОН ДАЕТ СЕБЯ во ВСЁ. Это Неделимая часть. Это не инструмент, это есть САМ АБСОЛЮТ.
В.: Чем является градация СОЗНАНИЯ - подсознательное, бессознательное, сверхсознательное? Это диапазон снизу вверх?
О.: Градаций СОЗНАНИЯ нет и деградации нет. Есть рождение СОЗНАНИЯ. Есть Трансформа СОЗНАНИЯ, его Преображение. Есть деградация Разума. Есть моменты принятия СОЗНАНИЯ и Расширения в Себе СОЗНАНИЯ, т.е. принятия большей части АБСОЛЮТА, моменты СОИТИЯ С НИМ в большей или меньшей степени. Есть моменты сужения СОЗНАНИЯ, и вымещения из него части АБСОЛЮТА.

Итог темы
Человечество имеет искаженное представление об органах восприятия Мира человека, в чем вы уже смогли убедиться выше. Так он проводит параллели или принимает за синонимы Ум, Разум и ДУХ; СОЗНАНИЕ и мышление; мышление и интеллект; интуицию и Ум; Мысль, Ум и Разум... Считает своими единственными органами восприятия Мира пять органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа), которые в действительности является придатками более чувствительного органа чувств - Ума, который тоже является лишь проводником, придатком, одним из проявлений Истинного органа чувств человека - СОЗНАНИЯ.
Ум, есть орган чувств на Физическом Плане, который в то же время не проявлен самим органом, являя и управляя своими придатками, проявленными на Физическом Плане, принимаемые человеком за свои органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа), реализуя себя через их проявление, и одновременно сам исполняя роль проводника, придатка, одного из проявлений Истинного органа чувств человека - СОЗНАНИЯ. Ум управляется Разумом, ДУХОМ, а значит, СОЗНАНИЕМ Высшего "Я". Ум (образно) - "блок памяти", "компьютер", принимающий и архивирующий всю поступающую информацию (эволюционный опыт СОЗНАНИЯ, полученный с высших уровней), анализирующий возможность, способ и область применения.
Невозмущенный Ум - Ум в состоянии всеприятия, гармонии, принимающий всю поступающую информацию (эволюционный опыт высших уровней) без анализа, и включающий анализ только после архивации на этапе принятия решения о способе и области применения информации (эволюционного опыта СОЗНАНИЯ).
Интуиция (чувство), Нерождённое, всегда существующее шестое чувство человека, являющееся неотъемлемой частью Бессмертного "Я" - дар БОГА. Нарушение Духовных Законов Мироздания - Законов БОГА - ведет к потере или блокировке интуиции. Чувство интуиции сильнее, чем Ум и Разум. Интуиция - это то, что понято и Осознанно Высшим "Я" человека.
Интуиция (орган), шестой орган чувств человека, неотъемлемая часть Высшего "Я", или проявление Души человека в соитии с его телом, пятью органами чувств (глазами, ушами, носом, языком, кожей), Мыслями и с Умом, находимся в Невозмущенном состоянии.
Знание, понимание, Осознание, полученные при помощи интуиции, тождественны аксиоме. Есть ИСТИНЫ, получение которых возможно только через интуицию.
Разум, одно из проявлений Истинного органа чувств человека - СОЗНАНИЯ. Разум управляет Умом - "мозг", память, мышление, способность рассуждать, аналитические способности СОЗНАНИЯ. Он связан с Мировоззрением. Изменяя Мировоззрение, человек меняет Духовный уровень.
СОЗНАНИЕ (*2), есть истинный орган чувств человека, данный БОГОМ, седьмое чувство, или проявление Души человека в соитии с Планом Разума и Ума.
ДУХОСОЗНАНИЕ, высшее проявление истинного органа чувств человека на всех Планах и уровнях Мироздания. Оно может быть реализовано в полной мере на Физическом Плане только тогда, когда СОЗНАНИЕ, Разум и Ум войдут в единую гармонию.
Но и эти трактовки, как вы убедитесь ниже, являются лишь первым, очень общим и частным случаем представления об органах восприятия Мира человека.
Назад
2012
ПУТЬ К ЕДИНОМУ
Лекции Космических Разумов
Размышления, Осознания
Hosted by uCoz